Целью настоящего изучения судебной практики является анализ соблюдения мировым судьей законодательства при рассмотрении дел указанной категории, формирование единообразной судебной практики, что должно способствовать повышению качества отправления правосудия.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест.

Указанная норма введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» и вступила в силу с 15.07.2016.

За первый квартал 2019 года мировым судьей рассмотрено 6 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Анализ представленных на обобщение дел свидетельствует, что у мирового судьи в основном не возникало сложностей с применением ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ во времени.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, является физическое лицо - родитель несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (специальный субъект), совершивший данное правонарушение.

Субъективная сторона выражается в форме умысла.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в бездействии, направленном на нарушение или невыполнение норм семейного законодательства, а именно неуплате родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста.

Анализ объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, свидетельствует о том, что ее обязательными элементами являются:

- наличие решения суда или нотариально удостоверенного соглашения о взыскании алиментов;

- неуплата родителем алиментов на содержание несовершеннолетних либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста;

- период неуплаты алиментов, который составляет 2 месяца и более со дня возбуждения исполнительного производства;

- отсутствие уважительных причин неуплаты алиментов;

- отсутствие признаков, указывающих на наличие в деянии лица признаков уголовно наказуемого деяния.

У мировых судей сложился единообразный подход к доказыванию факта неуплаты родителем алиментов на содержание детей, а также периода неуплаты алиментов, который должен составлять 2 месяца и более со дня возбуждения исполнительного производства.

Установление данных обстоятельств не вызывает у мировых судей сложностей, они подтверждаются постановлением о возбуждении исполнительного производства, вступившим в силу постановлением судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам, другими материалами исполнительного производства. Также в материалах дел имеются копии решения суда или судебного приказа о взыскании алиментов.

Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отсутствии задолженности по уплате алиментов проверяются.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, как указано ранее, может наступить только при отсутствии уважительных причин неуплаты алиментов, поэтому установление причин неуплаты алиментов в нарушение решения суда относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по каждому делу об административном правонарушении.

При оценке причин неуплаты алиментов необходимо принимать во внимание и нормы СК РФ.

Статьей 114 СК РФ предусмотрены основания для освобождения от уплаты задолженности алиментов.

Так, суд вправе по иску лица, обязанного уплачивать алименты, освободить его полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам, если установит, что неуплата алиментов имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам, и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность по алиментам.

В «Обзоре судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015) указано, что к уважительным причинам неуплаты алиментов суды, в частности, относили прохождение срочной военной службы лицом, обязанным уплачивать алименты, а также нетрудоспособность плательщика алиментов. При этом суды освобождали такое лицо полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам при условии, если эти обстоятельства образовавшейся в период отбытия должником по алиментам наказания в местах лишения свободы, не является безусловным основанием для его освобождения полностью или в части от уплаты задолженности по алиментам, признана в указанном Обзоре правильной.

С учетом требований статьи 80 СК РФ мировые судьи обоснованно не признавали в качестве уважительных причин неуплаты алиментов отсутствие у родителя работы, постоянного заработка, средств для уплаты алиментов, наличие других детей, находящихся на их содержании, что следует признать правильным.

Так, постановлением мирового судьи К. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

В судебном заседании К. в качестве причины неуплаты алиментов указал, что он не может найти работу, поэтому не выплачивает алименты. Подтвердил, что он являлся трудоспособным, в Центр занятости населения района по вопросу трудоустройства не обращался.

Рассматривая доводы К. относительно причин, по которым в период времени с (дата) по (дата) он не выплачивал алименты по решению суда на содержание несовершеннолетнего ребенка, мировой судья их признала не состоятельными, поскольку доказательств, подтверждающих, что в указанный период у К. отсутствовала возможность для неуплаты алиментов, представлено не было.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, выводы судьи о фактических обстоятельствах, образующих объективную сторону административного правонарушения, о лице, в отношении которого возбуждено дело, а также о мотивах, обосновывающих вид и размер назначаемого наказания, должны базироваться на допустимых, достоверных и достаточных доказательствах.

Подход мировых судей к определению предела доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1  ст. 5.35.1КоАП, соответствует требованиям ст. 26.11 КоАП РФ (относимость, допустимость и достаточность доказательств).

Так, мировые судьи виновность лица в совершении административного правонарушения обосновывают следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении;

- копией решения суда или судебного приказа о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка;

- копией исполнительного листа, постановлением о возбуждении исполнительного производства;

- постановлением судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам;

- объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности;

- требованиями о явке к судебному приставу-исполнителю;

- предупреждением об административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ и уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ.

Статьи 24.1 и 26.1 КоАП РФ обязывают судей на основании доказательств устанавливать обстоятельства, влияющие на вид и размер назначаемого правонарушителю административного наказания.

Санкция ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде обязательных работ на срок до ста пятидесяти часов либо административного ареста на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест.

Обобщение судебной практики показало, что по пяти делам об административном правонарушении было назначено административное наказание в виде обязательных работ. Представляется, что такой вид административного наказания наиболее соответствует целям административного наказания по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

В одном случае производство по делу было прекращено в связи с в связи с отсутствием в действиях правонарушителя состава правонарушения, на основании  п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Так, в отношении  гражданина Т. Был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Однако в судебном заседании потерпевшей были представлены расписки, согласно которым она получила от Т. денежные средства в качестве алиментов.

Анализ вышеизложенного свидетельствовал об отсутствии в действиях Т. состава административного правонарушения, предусмотренного  ст. 5.35.1 ч. 1  КоАП РФ.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35.1 ч. 1  КоАП РФ в отношении Т. было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения, на основании  п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В ст. 25.2 КоАП РФ определены права потерпевшего по делу об административном правонарушении, в соответствии с которой потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Анализ изученных дел показал, что потерпевшие были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.  

При этом необходимо учитывать, что участие потерпевшего в рассмотрении дела является его правом, а не обязанностью, поэтому неявка потерпевшего, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к рассмотрению дела.

Также необходимо отметить, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, не предусматривает в качестве обязательного элемента его состава наличие заявления потерпевшего о привлечении должника к административной ответственности.

Заключение

Анализ судебной практики показал, что мировым судьей соблюдаются требования действующего законодательства, подлежащего применению при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Требования ч. 4 ст. 29.6, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ мировым судьей соблюдаются в полной мере, все дела рассмотрены в присутствии лиц, в отношении которых составлены протоколы об административном правонарушении, в установленные законом сроки, необоснованных отложений рассмотрения дел не имеется.