Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N 32-П

         Лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела (поскольку в случае возбуждения уголовного дела он был бы признан потерпевшим или в случае завершения возбужденного уголовного дела обвинительным приговором возникли бы основания для пересмотра ранее вынесенного в его отношении судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам), должно иметь возможность ознакомиться с материалами к нему, даже если для решения вопроса о возбуждении уголовного дела использовались относящиеся к гостайне результаты оперативно-розыскной деятельности. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ рассмотрев вопрос о конституционности статей 21 и 21.1 Закона о государственной тайне.

         По мнению заявителя, указанные статьи неполно определяют круг лиц, которым может быть разрешен допуск к материалам уголовного судопроизводства, содержащим сведения, составляющие государственную тайну. В результате те лица, которые защищают свои права самостоятельно, без участия адвоката, и у которых нет доступа к гостайне, не могут ознакомиться с материалами проводимой на стадии возбуждения уголовного дела проверки сообщения о преступлении и с вынесенными на их основании решениями об отказе в возбуждении уголовного дела, если эти решения и материалы содержат сведения, составляющие государственную тайну, а также в предоставлении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которому присвоен гриф секретности.

         Обращение в КС РФ было вызвано следующими обстоятельствами. Заявитель был уволен из органов внутренних дел в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по ведению дел оперативного учета в процессе оперативно-розыскной деятельности. Позднее в отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. 306 УК РФ ("Заведомо ложный донос") и вынесен обвинительный приговор, вступивший в законную силу.

         В ходе производства по делу по ходатайству заявителя была проведена почерковедческая экспертиза, которая выявила, что его подпись в делах оперативного учета была подделана. Материалы, касающиеся подделки подписей, были выделены в отдельное производство для проверки наличия в действиях неизвестных лиц признаков преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ ("Служебный подлог"). В возбуждении уголовного дела по этой статьей заявителю неоднократно отказывали, о чем он извещался без ознакомления с содержанием соответствующих постановлений. Также не разрешили ему и ознакомиться с материалами проверки со ссылкой на то, что сведения засекречены, поскольку содержат составляющие государственную тайну результаты оперативно-розыскной деятельности. А доступа к гостайне у заявителя нет.

         Через суд заявителю удалось добиться ознакомления с несекретными материалами указанной проверки, с остальными материалами ознакомление не производилось. Также ему были вручены копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, за исключением последнего, которому был присвоен гриф секретности.

         КС РФ пришел к выводу, что оспариваемые статьи Закона о гостайне не противоречат Конституции РФ. Вместе с тем он разъяснил следующее.

Лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, должно быть ознакомлено с данным процессуальным решением и положенными в его основу материалами, содержащими составляющие государственную тайну сведения в области оперативно-розыскной деятельности, которые отражают фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела.

         Лишение данной возможности фактически обессмысливает право на судебную защиту лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются этим постановлением.

         Сохранность же гостайны в этом случае может быть обеспечена через специальные механизмы, предусмотренные законом: предупреждение о неразглашении гостайны и о привлечении к ответственности в случае ее разглашения, хранение копий и выписок из документов вместе с материалами проверки сообщения о преступлении.

         При этом уполномоченные должностные лица обязаны предпринимать все возможные меры, чтобы в материалах такой проверки содержались лишь те сведения, которые необходимы для принятия соответствующего процессуального решения, и тем самым исключать возникновение коллизии между требованиями защиты гостайны и гарантиями права лица на ознакомление с упомянутыми материалами.